Финансы и имущество / Личные финансы / Налоговый маневр в нефтяной отрасли 2019

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли 2019 года

С 1 января 2019 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности. Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж. Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.

Что это такое

Налоговый маневр нефтяной промышленностиЛюбой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет. В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.

В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2018 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки. Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

  • в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);
  • в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых),  с сохранением действующих льгот и преференций;
  • для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;
  • предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Еще до октября 2018 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК. Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ. Вступят в силу новые правила с января 2019 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2024 году.

Нюансы налогового маневра

Нюансы налогового маневраВ чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.

Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.

Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:

  1. снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки;
  2. налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2021 году;
  3. в период с 2019 по 2024 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.

После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:

  • обратный акциз будет предоставлен предприятиям, перерабатывающим и реализующим ГСМ на отечественном рынке;
  • на предоставление обратных акцизов могут рассчитывать компании, включенные в санкционные списки США и стран ЕС (для них требование о проведении модернизации будет необязательным);
  • дополнительные меры поддержки будут предоставлены предприятиям, проводящим модернизацию производства, либо представивших гарантию модернизации в течение 3 лет (точный пакет льгот будет озвучен к концу года);
  • вводятся логистические коэффициенты для расчета вычетов по акцизам на переходный период (чем больше топлива будет поставлено на внутренний рынок, тем больше будет вычет);
  • планируется введение заградительных пошлин за реэкспорт и реимпорт нефти и ГСМ.

Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:

  1. доля высококачественного  топлива в общем объеме производства предприятия;
  2. мировые цены на нефть и продукты переработки;
  3. усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;
  4. ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.

Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2024 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.

Вырастут ли цены

Вырастут ли ценыЛюбая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны. Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ. Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.

В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:

  • введение временных мораториев на рост цен (последний раз к такому мораторию государство прибегало летом 2018 года);
  • введение временных заградительных пошлин на вывоз нефти и ГСМ за рубеж, при которых предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на отечественный рынок;
  • введение экстренной пошлины в размере до 90% стандартной ставки, если мировые цены на нефть повысились более чем на 15%.

Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.

Суть налогового маневра:

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
Обсуждение
В форме комментариев вы можете задать уточняющий вопрос по тексту статьи. Все иные вопросы, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая, просим задавать через форму выше, либо через всплывающее окно в нижнем углу экрана. Спасибо.
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на нас