Уголовное право / Мошенничество в интернете: куда обращаться?

Куда обращаться по факту мошенничества в Интернете?

Мошенничество в интернете с недавних пор не просто не редкость, а, наоборот, один из наиболее часто встречающихся вариантов обмана и вымогательства.  Причем распознать преступные намерения не так уж и сложно – любые попытки получить личные данные, сведения о банковских счетах и номерах карт должны заставить человека задуматься. А уж если идет речь о переводе средств на подозрительный номер или счет можно практически не сомневаться, что какой-то аферист пытается нажиться, манипулируя и используя простейшие психологические приемы.

На чем основывается интернет-мошенничество: схемы

На чем основывается интернет-мошенничествоНа самом деле методика афер, проворачиваемых во всемирной паутине, довольно проста. Здесь все базируется на умении играть и манипулировать обычными человеческими желаниями, эмоциями и страхами.

А вот цель заключается в выяснении личных данных - номеров счетов, карт и телефонов. Получив такие сведения злоумышленники без труда обналичивают деньги, а человек остается в недоумении, как же так получилось. Поэтому каждому пользователю интернета стоит знать о наиболее распространенных схемах обмана.

Встречаются такие методы:

  1. Быстрый заработок в сети. Обещания включают возможность моментального обогащения без особых усилий. Обычно здесь идет речь о финансовых пирамидах и мошеннических сетях.
  2. Звонок из банка (сообщение на телефон или электронный адрес). Человека уведомляют, что его счет заблокирован, с него снята крупная сумма средств, или, например, проводится проверка данных. Чтобы исправить ситуацию, требуется сообщить номер карты или код из СМС. После того, как человек скажет то, что от него требуется, подставной менеджер попрощается, а со счета будут сняты все деньги.
  3. Помощь другу. Способ заключается во взломе аккаунта в соцсети и рассылке друзьям одинаковых сообщений, типа «я попал в аварию, срочно положи мне денег на счет». Обычно отличить мошенника легко. Ошибки в правописании, нетипичные просьбы – все это указывает на афериста.

Сюда же можно отнести предложения об участии в конкурсе или сообщения о крупном выигрыше («вы выиграли автомобиль, чтобы получить информацию – перейдите по ссылке»), онлайн-казино, покупки через интернет по предоплате, проверку безопасности с вводом данных, махинации с обменом валют или электронными кошельками и прочие способы.

Как себя обезопасить

Чтобы не допустить финансовых потерь, стоит воспользоваться такими советами:

  • Использовать VPN при выходе в интернет в незнакомых местах (магазин, кафе, аэропорт и прочее). Если за сетью общественного места наблюдает мошенник, впоследствии он без труда сможет выкачать из личного компьютера переписки, фото, личную информацию. VPN поможет этого избежать.
  • Создать хороший пароль. Лучше всего если код для входа в интернет-банк (да и для прочих аккаунтов) будет состоять из набора цифр, знаков препинания, букв русского и латинского алфавита.

А также крайне не рекомендуется вводить номера карт на сайтах в интернете и переходить по ссылкам, рекламным и новостным баннерам. Подобное может привести к заражению компьютера вирусом и скачке персональных данных.

Что делать, если попался на удочку интернет-аферистов

Что делать если попался на удочку интернет-аферистовЕсли возникло подозрение, что мошенническая схема сработала и личные данные оказались в руках мошенников, прежде всего, следует обратиться в банк и заблокировать карту. Даже если ничего страшного не случилось, лучше все же перестраховаться, чем остаться без денег.

Причем оповестить банк можно по-разному. Одни финансовые учреждения реагируют на информацию через сообщение в чат на официальном сайте, в другую организацию можно позвонить через колл-центр. А куда-то потребуется явиться лично и составить официальное заявление.

Причем обратиться в банк следует максимально быстро. Лучше всего сразу же после того, как данные о карте были сообщены неизвестному лицу. Максимальный срок – 1 сутки.

Куда обращаться

Что касается того, куда обращаться по факту мошенничества в интернете, лучше всего посетить ближайшее отделение полиции. Причем нужно сделать это как можно быстрее, чтобы преступника можно было задержать по горячим следам.

Если личная явка не возможна, стоит направить электронное заявление в МВД РФ воспользовавшись формой «Управление «К» МВД России» на официальном сайте структуры. Услугу можно найти во вкладке «Прием обращений».

Ко всему прочему, если ввод данных был осуществлен на конкретном сайте, которым владеют мошенники, то наказать их будет проще. О преступных действиях следует сразу сообщить и сайт будет заблокирован, как вредоносный.

Подать запрос можно:

  • в Яндекс по ссылке https://yandex.ru/support/search/troubleshooting/delspam.html;
  • в Гугл по ссылке https://safebrowsing.google.com/safebrowsing/report_phish/?hl=ru.

А также можно сообщить о мошеннических действиях через мобильное приложение сайта МВД. Здесь можно быстро найти адрес ближайшего отделения и связаться с ответственными лицами.

Можно ли вернуть деньги

Можно ли вернуть деньгиИнтерес к тому, как вернуть деньги, возникающий у человека, попавшегося на уловку мошенника, вполне оправдан. На самом деле банк в рамках закона «О национальной платежной системе» обязан провести клиенту возврат средств, если сообщение о случившемся поступило в течение суток. В этом случае карта и счет будут заблокированы, а финансовое учреждение начнет проверку. Расследование не может продолжаться более 30 дней.

Но вот в реальности все не так радужно. Если косвенно в действиях мошенников виноват банк (взлом информационной базы), то средства вернуть получится. А вот если человек самостоятельно сообщил аферистам номер счета, карты, пин-код, смс-пароль или другие сведения, то, вероятнее всего, в возврате средств откажут

В отдельных случаях, если речь идет о постоянном клиенте, то банк может пойти навстречу и вернуть часть средств даже когда человек сам сообщил мошенникам данные. Но подобное встречается редко.

Правда если аферистов найдут, то пострадавший может потребовать компенсацию за ущерб. Причем виновные будут обязаны вернуть украденные деньги.

При этом их наказание будет основано на положениях уголовного законодательства. В этом случае действует статья 159 УК РФ, а точнее пункт 159.6. В этом случае ответственность будет заключаться в оплате штрафа либо иных санкциях, вплоть до лишения свободы. Здесь все зависит от обстоятельств ситуации.

Как распознать мошенника

Действия аферистов всегда направлены на получение персональных данных человека. Причем злоумышленник может общаться как лично, так и посредством переписки.

Аферист использует следующие приемы:

  1. нагнетает атмосферу – создает панику, шумиху вокруг какого-то события;
  2. настаивает на раскрытии персональных сведений – фамилии, данных о банковских счетах, картах и номерах телефонов;
  3. завоевывает доверие - ведет диалог от имени банка, близкого человека.

Важно помнить, что реальный банковский сотрудник никогда не станет требовать сообщить ему личные данные. Поэтому вступать в диалог с теми, кто не соблюдает это правило, не рекомендуется. Если прецедент имеет место лучше всего сразу обратиться в банк и сообщить о случившемся, чтобы деятельность мошенника была оперативно прекращена.

Чтобы уберечь себя от интернет-аферистов важно помнить одно правило – не следует бездумно распространять личные сведения и раскрывать данные по счетам, картам, номерам телефонов. Если же подобное произошло, оптимально сразу заблокировать карту, обратившись в банк, а также составить заявление в полицию. Однако по факту интернет-мошенничество чаще всего остается безнаказанным. Именно поэтому стоит хранить личные сведения как зеницу ока, а при наличии аккаунтов на различных ресурсах, создавать максимально сложные пароли.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Владимировна
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 15 лет. Образование - высшее юридическое (СПбГУ).
  • Публикаций: 597
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас