Уголовное право / Мошенничество с кредитной картой: что делать

Виды мошенничества с кредитными картами и что делать, если у вас сняли деньги

Мошенничество с кредитной картой – один из вариантов незаконного изъятия средств у гражданина. В конкретном случае – владельца пластика. При этом существует несколько подвидов такого типа мошенничества, о которых стоит знать, чтобы уберечь себя от финансовых потерь. Если же худшее уже произошло, то важно понимать, что именно следует предпринять, чтобы вернуть утраченные деньги. В этом случае многое зависит от реакции пострадавшего и оперативности его действий.

Суть мошенничества с кредитной картой

Суть мошенничества с кредитной картойВ мошеннической среде обман граждан с целью снятия средств с кредиток - это один из простейших вариантов легкой наживы. Причем нередко владелец карты даже не осознает, что происходит, узнавая о материальных потерях только по факту произошедшего.

Соответственно неосведомленность относительно самой сути подобных афер может привести к тому, что деньги будут утрачены безвозвратно. Поэтому каждому обладателю пластиковой карты стоит иметь представление об общих моментах и о тех схемах, что применяются преступниками чаще всего.

Сама суть мошенничества заключается в изъятии у гражданина неких материальных ценностей путем умышленного обмана либо злоупотребления доверием. В конкретном случае действия афериста направлены на снятие денежных средств с чужой кредитки против воли ее обладателя. Иначе говоря, здесь происходит намеренное хищение финансовых активов.

Мошенничество признается деянием, за которое налагается ответственность в рамках Уголовного Кодекса. Основные виды наказания обозначены в параграфе 159 УК. Однако в зависимости от сферы, в которой была совершена афера, допускается обратиться к иным положениям уголовного законодательства.

В частности, могут быть применены положения параграфа 159.3 Уголовного Кодекса, где освещаются варианты наказаний за мошенничество с электронными средствами платежа.

Способы мошенничества

С каждым годом банковские карты подвергаются изменениям. В частности, речь идет о дополнительной защите самого пластика – теперь его не выпускают без специализированного чипа. Однако подобные ухищрения не останавливают мошенников, создающих все новые комбинации обмана обладателей кредиток. Причем нередко последние сами сообщают злоумышленникам данные карт.

Схемы получения сведений по кредитке обычно заключаются в следующем:

  • Письмо от банка. Такое уведомление обычно поступает на электронный ящик и содержит просьбу о вводе данных карты. Предлогом может быть, например, необходимость плановой проверки для защиты информации. После получения сведений (пароль, номер, трехзначный код на обратной стороне кредитки) с нее снимаются все средства.
  • Звонок из банка. В таких случаях электронный информатор сообщает владельцу кредитки, что с ней осуществлены некие сомнительные операции или она, например, заблокирована, а затем просит перезвонить. Если обладатель пластика выполнит указания, то его попросят ввести на клавиатуре информацию по карте. Не исключено, что в качестве собеседника выступит подставной сотрудник банка.

Вместо звонка может поступить и СМС, где будет указано, что с карты снята сумма средств либо, например, за владельцем числится долг. В обоих случаях цель одна и та же – получить PIN-код от карты, ее номер либо другие личные сведения, а затем снять со счета деньги.

Также имеют место и такие виды мошенничества с кредитными картами:

  1. Интернет-ссылки и рекламные баннеры об услугах. Переход по сомнительным объявлениям и ссылкам якобы для подтверждения личных данных чреват заражением системы специально разработанными вирусами. Последние помогают мошенникам получать личные сведения, включая данные по кредиткам. Ссылки могут поступать как на почту, так и на телефон посредством смс.
  2. Мошенничество на торговых площадках. Суть заключается в отклике на объявление о реализации чего-либо. При обращении у продавца выясняются персональные сведения по карте. Предлогом может выступить отсутствие у подставного покупателя наличных средств. Как только продавец раскрывает персональные сведения, связь обрывается. Разумеется, владелец кредитки не получает оплаты, но с его карты начинают исчезать деньги.
  3. Интернет-магазины. Сейчас покупки через интернет весьма распространены, чем и пользуются мошенники, перехватывая вводимую информацию по картам прямо в момент операции по оплате. Оптимальный способ защиты – использование проверенных временем крупных интернет-магазинов, установка лимита по разовой оплате, исключение покупок на большую сумму.
  4. При помощи банкоматов. В этом случае злоумышленник вставляет в банкомат фотопленку, сложенную под определенным углом. После проведения операции клиент не может вытащить карту. Однако на помощь внезапно приходит некий доброжелатель, советующий немедленно бежать в банк и блокировать кредитку. Как только владелец карты удаляется, деньги снимаются, а пластик извлекается. Также мошенники могут установить поддельный банкомат, копирующий данные кредиток.
  5. Утеря кредитной карты. В этом случае риск утраты денежных средств крайне высок. Например, человек, нашедший кредитку, может переоформить ее на себя мотивируя такую необходимость потерей документов. Поэтому при обнаружении пропажи в первую очередь следует обратиться в банк и заблокировать карту.
  6. Кража карты. Исход такого варианта во многом зависит от ответственности самого обладателя кредитки. Если на карте указан пароль, то преступнику не составит труда обналичить деньги. Присутствие магнитной полосы позволит совершать покупки без пароля. Не исключено, что перед хищением злоумышленник может заранее узнать PIN-код, например, подсмотрев его в момент свершения владельцем очередной операции.
  7. Мобильные приложения. Скачивание сторонних приложений из интернета, при работе с которыми необходима привязка карты, опасно тем, что некоторые из них могут содержать вирус. При установке такой программы окно, в которое требуется ввести данные кредитки, заменяется поддельным. Обладатель карты, ничего не подозревая, вводит ее номер и трехзначный код. После чего мошенники без труда получают доступ к счету. Пользователям карт настоятельно рекомендуется скачивать исключительно лицензионные приложения.

Разумеется, приведенный перечень нельзя назвать исчерпывающим, но именно обозначенными методами аферисты пользуются чаще всего.

Общей рекомендацией владельцам кредиток выступает призыв соблюдать конфиденциальность. Словом, не следует раскрывать данные пластиковой карты кому бы то ни было, пусть даже человек представляется сотрудником банка. Тут в целом важно понимать, что реальные работники финансового учреждения ни при каких обстоятельствах не станут требовать озвучивания пароля или иных личных сведений. Например, тот же номер карты менеджер банка может самостоятельно посмотреть в информационной базе.

Когда возникают сомнения необходимо обратиться напрямую в финансовую организацию и узнать, для чего им требуются те или иные данные. Вероятнее всего менеджер сообщит, что никаких писем, звонков и прочих оповещений с их стороны не поступало. А значит в этом случае имела место попытка свершения мошенничества.

Действия пострадавшего владельца кредитки

Действия пострадавшего владельца кредиткиПервый вопрос, который возникает у пострадавшего от мошенников – куда обращаться и что делать, если сняли деньги с кредитной карты. Стандартная реакция – растерянность. Однако, прежде всего, следует взять себя в руки и действовать оперативно.

Алгоритм действий будет следующим:

  1. Блокировка кредитки. Как только владелец карты понял, что его данные похищены либо по счету проводятся подозрительные операции, следует звонить в банк и блокировать кредитку. После того, как карта будет заморожена, любые действия с ней будут недоступны.
  2. Подача заявления в банк об отмене операции с целью возврата средств. На этом же этапе можно ознакомиться с процедурой по аннулированию транзакций и изучить ее условия.
  3. Проверка транзакции. После получения заявления сотрудники банка проводят тщательную проверку. При положительном результате операция отменяется, а деньги возвращаются на счет клиента.

Несмотря на то, что каждое финансовое учреждение предусматривает процедуру отмены транзакций, денежные средства не всегда удается вернуть. Это связано с тем, что нередко мошенники действуют таким образом, что данные получателя отсутствуют и выяснить их не представляется возможным.

Иногда банки и вовсе отказывают в проведении проверки. В этом случае следует обращаться в полицию с заявлением. Документ подтолкнет финансовое учреждение к действиям. Если же карта была похищена, то первым шагом также будет блокировка карты, а потом обращение в правоохранительные органы.

Причем в любом случае потребуется доказать факт свершения мошенничества. Например, предъявить:

  • номер, с которого поступило СМС-оповещение либо звонок с просьбой ввести данные кредитки (поможет распечатка звонков);
  • уведомления, поступившие на электронный ящик;
  • ссылки на интернет-сайт.

Словом, подойдет любая информация, указывающая, что данные были похищены, а операция проведена не по желанию обладателя карты.

Главное, о чем важно помнить любому владельцу кредитки – не следует озвучивать идентификатор карты и прочие личные сведения третьим лицам. Также как не стоит переводить денежные средства руководствуясь сомнительными просьбами. Если же замечены некие подозрительные операции, проводимые с картой без ведома ее истинного обладателя, то последнему необходимо как можно скорее заблокировать пластик и обратиться в банк, а также в правоохранительные органы для проверки.

 
Поделитесь с друзьями:
Ваша оценка статье:
Автор публикации
автор публикации Елена Владимировна
Юрист. Опыт работы в юридической сфере - более 15 лет. Образование - высшее юридическое (СПбГУ).
  • Публикаций: 597
Остались вопросы? Задавайте!
Другие статьи по теме
нет комментариев
Подписывайтесь на нас